Форум » Библиотека » Белеет парус одинокий... » Ответить

Белеет парус одинокий...

conquest: Четкого различия между парусными торговыми и военными судами в то время не существовало; типичным военным судном в течение ряда веков была лишь гребная галера. Галеры строились одно- и двух- мачтовые и несли латинские паруса. Значительно большими кораблями, чем галеры, были галеасы: они имели три мачты с латинскими парусами, в корме два больших рулевых весла, две палубы (нижняя для гребцов, верхняя для солдат и пушек), в носовой части надводный таран. Эти военные суда оказались долговечными: еще в XVIII веке почти все морские державы продолжали пополнять свои флоты галерами и галеасами. Галеон — наиболее совершенный тип парусного судна XVI-го века. Галеон появился в результате модификации каракки. Первое упоминание о нем относится к 1535 году. Конструкторы сохранили форму кормы (или полуюта), но убрали высокий бак, чтобы улучшить маневренность корабля. В дальнейшем галеон становится основой флотов испанцев и англичан. Форштевень, сильно изогнутый и вытянутый вперед, имел украшения и по форме напоминал форштевень галер. Длинный бушприт нес парус — блинд. Носовая надстройка была отодвинута назад и не нависала над форштевнем, как у каракки. Кормовая надстройка, высокая и узкая, размещалась на срезанной корме. Надстройка имела несколько ярусов, в которых размещались жилые помещения офицеров и пассажиров. У сильно наклоненного ахтерштевня был транец выше грузовой ватерлинии. С задней стороны кормовая стенка надстройки украшалась резьбой и балконами. Длина испанских галеонов составляла около 100 — 150 футов, а ширина 40 — 50 футов. Грузоподъемность галеонов, ходивших в Атлантический океан, была равна примерно 600 тонн. Манильские галеоны были крупнее, шире, грузоподъемность некоторых достигала 2000 тонн. Через некоторое время в конструкцию корабля снова ввели бак, что увеличило высоту тщательно разработанной декоративной кормовой надстройки. Из-за этого, а также небольшой осадки, более поздние галеоны стали довольно неустойчивыми и громоздкими. В зависимости от водоизмещения галеоны строились с числом палуб от двух до семи. Борт судна от киля к грузовой ватерлинии имел большой развал, а к верхней палубе — завал. При этом решалось несколько задач: увеличивалась грузоподъемность, затруднялся переход с судна на судно во время абордажа, повышалась остойчивость, так как орудия перемещались ближе к диаметральной плоскости судна и тем самым уменьшался кренящий момент; смягчалась сила удара волн о борт, поскольку волна отражалась вверх, и корпус не испытывал ее прямого удара. Среди недостатков галеона следует отметить низкую скорость, трудность управления и неспособность идти прямо против ветра или в крутой бейдевинд. Пиратские корабли были более быстроходными и отличались хорошей маневренностью, но размеры галеона и наличие многочисленной тяжелой артиллерии делали прямую атаку на него довольно трудной задачей. Испанцы использовали тяжеловооруженные галеоны для перевозки больших грузов на дальние расстояния. Каждый год один или два манильских галеона перевозили ценные восточные товары из Филиппин в Акапулько (Мексика). Ежегодно Казначейский флот вывозил перуанские и мексиканские ценности из Карибского моря в Испанию. Английское слово «galleon» обычно применяли лишь к испанским кораблям. Это можно объяснить лишь своеобразной причудой. Англичане и другие северные нации строили аналогичные корабли, но не называли их галеонами. Впрочем, сами испанцы редко пользовались словом «галеон», обычно они называли этот тип корабля «нао» (nao) или «навио» (navio). Как бы его не называли, галеон был крупным, добротно построенным военно-купеческим кораблем с двумя или тремя палубами. Большинство галеонов имело три мачты, с квадратными парусами на передней мачте, треугольным парусом на бизань-мачте и небольшим квадратным парусом на высоко поднятом бушприте. На самых крупных галеонах иногда ставили четыре мачты. Галеот - двухмачтовое судно с весьма полным образованием и неглубоко сидящее в воде, что дает ему преимущество ходить по неглубоким фарватерам Каравеллы - (торговые) суда средней величины, трёхмачтовые с латинскими парусами. Со временем латинский парус на фок-мачте заменили прямым. Мореходные качества каравеллы, по сравнению с существовавшими в то время судами, были значительно выше. Скорость хода их достигала 14-15 узлов. Первоначально каравеллы были легкими однопалубными кораблями водоизмещением в 50-70 тонн, длиной 15-25 метров, с тремя или четырьмя мачтами и латинскими парусами. Относительно высокие мачты и наличие бушприта позволили увеличить площадь парусов вдвое, что, естественно, сказалось на увеличении скорости хода. Латинские паруса на косых реях грот- и бизань-мачты позволяли судам ходить круто к ветру. Только фок-мачта несла четырехугольный прямой парус. Удачно была решена и конструкция корпуса каравеллы. При соотношении длины по килю к наибольшей ширине, равном 3:1, каравеллы обладали хорошей остойчивостью — качеством чрезвычайно важным, если учесть, что им приходилось выдерживать свирепые атлантические штормы. Каравеллы не являлись дорогими кораблями, были намного маневреннее галеонов (что важно при исследовании береговых линий), поэтому являлись идеальными судами как для исследования, так и для торговых перевозок. В военном флоте каравеллы практически не использовались, поскольку не могли нести пушек на главной палубе (ввиду её узкости), а только несколько штук в кормовой надстройке. Каракка (исп. Carraca) — большое торговое или военное парусное трехмачтовое судно XVI-XVII веков. Водоизмещение до 2 тысяч (чаще 800-850) тонн. Вооружение 30-40 пушек. Судно могло вместить до 1200 человек. Судно имело до трёх палуб и было рассчитано на длительные океанские плавания. Каракка была тяжёлой на ходу и обладала плохой маневренностью. Тип такого судна был изобретен генуэзцами. Резюмируя: терминология тех времен пестра и разнообразна, если я вас заморочил, помните, что парусник в общем случае называют нефом или просто судном.

Ответов - 0



полная версия страницы